Театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская»
касса phone (814 2) 76-80-76 время работы кассы:
11:00 - 19:00 ежедневно (Перерыв: 14:30 - 15:00)

Народный артист России и Литвы, главный режиссер "Творческой мастерской" с 1988 по 2006 г.г. Иван Петрович Петров

 Иван Петрович Петров (29 марта 1926 г. - 24 декабря 2012 г.) - народный артист России, народный артист Литвы, заслуженный деятель искусств России и Карелии, лауреат Государственной премии Литвы и   премии Главы Республики Карелия, главный режиссер Государственного молодежного театра Республики Карелия «Творческая мастерская» с 1988 по 2006 г.

 

Иван Петрович Петров родился 29 марта 1926 г. в селе Рыково-Слобода Рязанской области в крестьянской семье. В 1946 г. окончил Московский авиационный техникум, затем два года проучился в Московском авиационном институте. Однако страсть к театру победила: в 1948 г. И. Петров поступает на актерский факультет в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС, Москва) на курс нар. арт. России В. В. Готовцева и в 1952 г. с успехом заканчивает обучение. С 1952 по 1960 г. Иван Петров – актер Ростовского-на-Дону театра им. М. Горького. Тогда же он начинает активно заниматься режиссурой. В феврале 1960 г. Иван Петров был принят сразу на III курс режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская народного артиста СССР Андрея Александровича Гончарова).

Еще в период обучения Иван Петров получает приглашение на работу в качестве режиссера в Музыкально-драматический театр КАССР (Петрозаводск), где вскоре, после завершения обучения в ГИТИСе, становится главным режиссером. 7 лет «эпохи Петрова» в стенах Музыкально-драматического театра – славная страница в истории коллектива.
В эти годы в театре происходила смена актерских поколений. По приглашению нового главного в Карелию приезжает целый ряд актеров, ставших настоящими звездами карельской сцены: Олег Белонучкин, Елена Бычкова, Наталья Барсега и др. В афише театра появляются названия острых, ярких петровских премьер, каждая из которых становится настоящим театральным событием в городе: «Традиционный сбор» В. Розова, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта (одна из первых постановок знаменитой пьесы в стране), «Последние» М. Горького, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина, «Ищу правую руку» Д. Псафаса и др. Параллельно И. П. Петров ставит несколько спектаклей на сцене другого театра Петрозаводска – Государственного Финского театра: «Баня» В. Маяковского, «Четыре капли» В. Розова и др. Вклад И. П. Петрова в развитие сценического искусства Карелии был достойно оценен: в 1965 г. И. П. Петрову присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Карелии».

С 1968 по 1970 г. И. П. Петров работает главным режиссером Волгоградского театра драмы им. М. Горького. Спектакли, поставленные Петровым в эти два сезона («В ночь лунного затмения» М. Карима, «Между ливнями» А. Штейна, «Дело, которому ты служишь» Ю. Германа, «Возраст расплаты» Л. Жуховицкого), стали настоящим событием в традиционно нетеатральном городе, получили высокую оценку местной и центральной прессы, но и одновременно привели к острому конфликту режиссера с партийными инстанциями Волгограда, после чего И. П. Петров вынужден был уехать из города.

С 1970 по 1988 г. И. П. Петров работает режиссером, а затем главным режиссером Государственного русского драматического театра Литовской ССР в Вильнюсе. Здесь впервые на советской сцене И. Петровым были поставлены «Святая святых» И. Друце, «Вдовий пароход» И. Грековой и П. Лунгина, почти параллельно с московскими и ленинградскими премьерами вышли спектакли «Человек со стороны» И. Дворецкого, «Долги наши» Э. Володарского, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Жили-были» А. Казанцева, «Татуированная роза» Т. Уильямса, «Картотека» Т. Ружевича и мн. др. За годы творческой работы в Литве И. П. Петров был удостоен звания лауреата Государственной премии Литовской ССР и почетного звания «Народный артист Литовской ССР».

В 1988 г. И. П. Петров вновь возвращается в Карелию. Он принимает приглашение актеров нового, зарождающегося театра – «Творческой мастерской». В Петрозаводск И. П. Петров привозит свою инсценировку романа Ч. Айтматова «Плаха». День премьерного показа этого спектакля – 16 ноября 1988 г. – считается официальной датой рождения самого молодого драматического театра в Карелии – «Творческой мастерской».

Почти 18 лет И. П. Петров возглавлял «Творческую мастерскую». Театр за это время возмужал, окреп, стал не только самым посещаемым и любимым зрителями, но и настоящим достоянием культурной жизни Карелии, славящимся замечательным актерским ансамблем. За годы своего руководства И. П. Петров воспитал еще одно поколение актеров «Творческой мастерской», возглавив актерскую студию при театре (1993–1996 гг.). Теперь воспитанники И. П. Петрова составляют основной костяк труппы «ТМ», являются продолжателями славных традиций мастеров старшего поколения. Это заслуженные артисты Карелии Дмитрий Максимов, Виктория Федорова,Георгий Николаев, Наталья Мирошник,  Ирина Старикович, Юрий Максимов, Ольга Саханова, Галина Дарешкина.

Спектакли И. П. Петрова все годы его совместной работы с «ТМ» входили в афишу театра: это «Плаха» Ч. Айтматова, чеховская трилогия (за которую И. П. Петров в 2004 г. был удостоен премии Главы Правительства Республики Карелия) – «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»; «Прощай, Иуда» И. Иредыньского, «Гарольд и Мод» Ж. Карьера и К. Хиггинса, «Доходное место» А. Н. Островского, «Спокойной ночи, мама» М.Норман, «Вдовий пароход» И. Грековой и П. Лунгина, «Полковник Птица» Х. Бойчева, «Без вины виноватые» А. Н. Островского, «№ 13» Р. Куни и др.

Заслуги И. П. Петрова в деле развития сценического искусства нашли высокую оценку: в ноябре 2002 г. И. П. Петрову присвоено почетное звание «Народный артист России».

Главными творческими принципами И. П. Петрова всегда были верность психологическому искусству, развитие традиций русского репертуарного театра. В его постановках не было режиссерского «педалирования», а была работа с актером, профессиональное владение выразительными средствами театра. Постановки И. П. Петрова, несмотря на свою традиционность, волновали зрительный зал; и в современном, и в классическом произведении режиссер всегда пытался увидеть вечное и уловить созвучное сегодняшнему дню.