Театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская»

Народная артистка России и Карелии Людмила Филипповна Живых

Народная артистка России и Карелии, кавалер Ордена Почета, председатель Союза театральных деятелей Республики Карелия с 1991 г., секретарь СТД РФ с 1996 по 2001 г., действительный член академии народов мира «Элита» (1997 г.), почетный гражданин Республики Карелия, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2003 г.).

Людмила Филипповна Живых родилась 3 октября 1931 г. в Москве. После окончания в 1956 г. театрального училища им. Б. В. Щукина (ВУЗ) работала в Центральном доме Советской Армии им. М. Фрунзе (Москва) артисткой разговорного жанра. В течение последующих двух лет (1958–1960 гг.) она — актриса Новосибирского драматического театра «Красный факел».

С 1961 г. творческая судьба Людмилы Живых неразрывно связана с театральной Карелией. Здесь, в Карелии, по-настоящему раскрылась ее незаурядная творческая индивидуальность, здесь Л. Ф. Живых стала признанным мастером сцены, выдающейся российской актрисой.

Людмила Филипповна внесла огромный вклад в развитие театрального искусства Карелии. 27 лет, с 1961 по 1988 г., она проработала на сцене Музыкально-драматического театра КАССР. За эти годы актриса создала целую плеяду замечательных сценических образов в спектаклях разных лет.

В период с конца шестидесятых и по начало восьмидесятых годов Л. Ф. Живых плодотворно сотрудничает с литературно-художественной редакцией телевидения КАССР, главным режиссером которой многие годы был Ю. А. Зайончковский, супруг Людмилы Филипповны. За это время было создано множество литературных передач и телевизионных спектаклей (например, «Дети солнца» М. Горького, «Мост в далекую ночь» Марцинкявичуса, «Шестое июля» М. Шатрова и др.)

С середины восьмидесятых судьба Л. Ф. Живых тесно связана с историей зарождения, становления и расцвета Государственного молодежного театра Республики Карелия «Творческая мастерская».

Она стояла у истоков создания нового коллектива. Была активным участником спектакля «Завтра была война» по повести Б. Васильева, который стал первым шагом на пути создания «Творческой мастерской» (Людмила Живых сыграла в нем роль «О товарище Поляковой»).

В следующем этапном спектакле нового коллектива — спектакле по повести Ч. Айтматова «Плаха», премьерой которого официально открывался Государственный молодежный театр «Творческая мастерская» (16 ноября 1988 г.), — сыграла центрирующую весь режиссерский замысел роль волчицы Акбары (режиссер спектакля — народный артист России и Литвы Иван Петров). Вся последующая история развития «Творческой мастерской» тесно связана с творчеством Людмилы Филипповны Живых.

За 18 лет существования театра актриса сыграла около 20 ролей, самых разнообразных по жанру и по актерскому амплуа, многие из которых стали заметным явлением в театральной жизни республики:

  • Даша, «Княжны» А. Мишарина (1988 г.);
  • Дотли Отли, «Привидения на старой мельнице» М. Фрейна (1989 г.);
  • Сара Бернар, «Игра о Саре Бернар» Д. Марелла (1991 г.);
  • Мод, «Гарольд и Мод» Ж. Карьера и К. Хиггинса (1992 г.);
  • Тельма Гейтс, «Спокойной ночи, мама» (1993 г.);
  • Королева Мария, «Король умирает» Э. Ионеско (1995 г.);
  • В «Творческой мастерской» Л. Ф. Живых довелось второй раз в своей актерской судьбе сыграть образ эксцентричной миссис Сэвидж в спектакле «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика (1997 г.);
  • Капа Гущина, «Вдовий пароход» И. Грековой и П. Лунгина (2000 г.);
  • Леонора, «Лео и Леонора» по пьесе А. Миллера «Я ничего не помню» (2001 г.);
  • Варвара Петровна Ставрогина, «Бесы» по одноименному роману Ф. М. Достоевского (2001 г.);
  • Шарлотта, «Вишневый сад» А. П. Чехова (2002 г.);
  • Лошадь Сестричка, «Очень простая история» М. Ладо (2004 г.);
  • Тетя Дуня, «Ангел с нечетным номером» И. Жуковой (2004 г.);
  • Маривонн Дюпре, «Squat, или Тайна сестер Фижак» Ж.-М. Шевре (2005 г.).

До последнего дня жизни Людмила Филипповна работала над ролью Миссис Хадсон в спектакле А. Тупикова «Чисто российское убийство» по мотивам произведений Артура Конан Дойла и Ф. М. Достоевского. Премьеру спектакля сыграла её ближайшая подруга, многолетний партнер по сцене, заслуженная артистка России, народная артистка Карелии Е. Ю. Бычкова.

Выдающийся творческий вклад Л. Ф. Живых в историю театрального искусства не раз был отмечен высокими наградами. В октябре 1967 г. она получила почетную грамоту Президиума Верховного Совета КАССР; в мае 1970 г. было присвоено почетное звание «Заслуженная артистка КАССР»; в сентябре 1974 г. — звание «Заслуженная артистка РСФСР». В 1982 г. Людмиле Филипповне присваивают почетное звание «Народная артистка КАССР». Спустя почти 10 лет она, уже работая на сцене Государственного молодежного театра «Творческая мастерская», получила самое высокое актерское звание «Народная артистка России» (1991 г.).

В 1994 г. за высокие заслуги перед театральным искусством России Л. Ф. Живых была награждена Орденом Почета (указ президента Российской Федерации от 25 ноября 1994 г.). К своему юбилею в октябре 2001 г. Людмила Филипповна Живых получила благодарственное письмо президента Российской Федерации В. В. Путина как знак высокой оценки творческого труда мастера сцены. Особый вклад Л. Ф. Живых в развитие театрального искусства России и Карелии отмечен присуждением актрисе в 2003 г. национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».

Людмила Филипповна была непререкаемым авторитетом в профессиональных кругах, о чем свидетельствует ее пост председателя Союза театральных деятелей Республики Карелия, который она бессменно занимала с 1991 г. На протяжении пяти лет — с 1996 по 2001 г. — она занимала пост секретаря СТД России.

...Это была эпохальная фигура, сопоставимая по масштабу с великими мхатовскими стариками, с корифеями театра им. Е. Б. Вахтангова. Её энергетика и мощь поражали, она всегда была эпицентром спектакля. Каждый раз, когда она выходила на сцену, чувствовалось, насколько огромен ее внутренний творческий потенциал.

Людмила Живых — личность-событие, такое явление, которое еще неизвестно, когда случится на наших подмостках. В сознании зрителей, любителей театра она всегда стояла как-то особняком: был весь театральный мир — и была отдельно Людмила Живых. И это счастье, что она у нас была.