29 марта 2016 года исполняется 90 лет со дня рождения Ивана Петровича Петрова - выдающегося театрального деятеля, самого титулованного и известного режиссера драматического театра Карелии, одного из тех, кто навсегда вписал свое имя в историю нашего края.
Иван Петрович Петров родился 29 марта 1926 года в селе Рыково-Слобода Рязанской области в крестьянской семье. В 1946 г. окончил Московский авиационный техникум, затем два года проучился в Московском авиационном институте. Однако страсть к театру победила: в 1948 г. Иван Петров поступает на актерский факультет в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС, Москва), на курс народного артиста России В. Готовцева и в 1952 г. с успехом заканчивает обучение. С 1952 по 1960 г.г. Иван Петров - актер Ростовского-на-Дону театра им.М.Горького. Тогда же он начинает активно заниматься режиссурой. В феврале 1960 г. Иван Петров был принят сразу на третий курс режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская народного артиста СССР Андрея Гончарова). Еще продолжая обучение, Иван Петров получает приглашение на работу в качестве режиссера в Музыкально-драматический театр КАССР (Петрозаводск), где вскоре, после завершения обучения в ГИТИСе, становится главным режиссером. Семь лет "эпохи Петрова" в стенах Музыкально-драматического театра - славная страница в истории коллектива. В эти годы в театре происходила смена актерских поколений. По приглашению нового главного в Карелию приезжает целый ряд актеров, ставших настоящими звездами карельской сцены: это Олег Белонучкин, Елена Бычкова, Наталья Барсега и др. В афише театра появляются названия острых, ярких петровских премьер, каждая из которых становится настоящим театральным событием в городе: это "Традиционный сбор" В.Розова, "Трехгрошовая опера" Б.Брехта (одна из первых постановок знаменитой пьесы в стране), "Последние" М.Горького, "Смерть Тарелкина" А.Сухово-Кобылина, "Ищу правую руку" Д.Псафаса и мн.др. Параллельно Иван Петров ставит несколько спектаклей на сцене другого театра Петрозаводска - Государственного Финского театра: это "Баня" В.Маяковского, "Четыре капли" В.Розова и др. С 1968 по 1970 г.г. Иван Петров работает главным режиссером Волгоградского театра драмы им.М.Горького. Спектакли, поставленные Петровым в эти два сезона ("В ночь лунного затмения" М.Карима, "Между ливнями" А.Штейна, "Дело, которому ты служишь" Ю.Германа, "Возраст расплаты" Л.Жуховицкого), стали настоящим событием в традиционно нетеатральном городе, получили высокую оценку местной и центральной прессы, но и одновременно привели к острому конфликту режиссера с партийными инстанциями Волгограда, после чего И.П.Петров вынужден был уехать из города. С 1970 по 1988 г.г. Иван Петров работает режиссером, а затем главным режиссером Государственного русского драматического театра Литовской ССР в Вильнюсе. Здесь впервые на советской сцене Петровым были поставлены "Святая святых" И.Друце, "Вдовий пароход" И.Грековой и П.Лунгина, почти параллельно с московскими и ленинградскими премьерами вышли спектакли Ивана Петрова "Человек со стороны" И.Дворецкого, "Долги наши" Э.Володарского, "Гнездо глухаря" В.Розова, "Жили-были" А.Казанцева, "Татуированная роза" Т.Уильямса, "Картотека" Т.Ружевича и мн.др. Весь период работы Ивана Петрова в Русском драматическом театре Литовской ССР отмечен его постоянной заботой о популяризации средствами театрального искусства русской классики и лучших достижений современной и зарубежной драматургии.
В 1988 г Иван Петрович Петров вновь возвращается в Карелию, в Петрозаводск. По приглашению группы актеров, ставших ядром будущей «Творческой мастерской», Иван Петров возглавляет дело становления нового театра. В Петрозаводск Петров привозит свою инсценировку романа Ч.Айтматова «Плаха». С момента рождения этого спектакля – 16 ноября 1988 года – и идет отсчет истории существования самого молодого драматического театра в Карелии – «Творческой мастерской».
Почти восемнадцать лет жизни «Творческой мастерской» Иван Петрович Петров находился «у руля» «ТМ». В трудные для всей культуры годы значительных социальных изменений в стране Петров сумел вопреки разрушительным тенденциям создать новый, яркий, интересный репертуарный театр, верный традициям русского психологического искусства, имеющий свою художественную программу, свою афишу, ядром которой являются произведения «большой драматургии». Возглавляемый им театр за это время возмужал, окреп, стал не только самым посещаемым и любимым зрителями, но и настоящим достоянием культурной жизни Карелии. В 1996 г. состоялся выпуск первой актерской студии при «Творческой мастерской», мастером которой был Иван .Петров. Сейчас ее выпускники – заслуженные артисты Карелии Виктория Фёдорова, Георгий Николаев, Наталья Мирошник, Ирина Старикович, актеры Юрий Максимов, Ольга Саханова - ведущие актеры труппы наряду с замечательными мастерами старшего и молодого поколений «ТМ».
Спектакли Ивана Петрова все годы его работы в «Творческой мастерской» были стержнем афиши театра: это «Плаха» Ч.Айтматова, «Прощай, Иуда» И.Иредыньского, «Гарольд и Мод» Карьера и Хиггинса, «Без вины виноватые» и «Доходное место» А.Н.Островского, «Вдовий пароход» И.Грековой и П.Лунгина, «Полковник Птица» Х.Бойчева, «№ 13» Рея Куни, чеховская трилогия (за которую Иван Петров в 2004 г. был удостоен Премии Главы правительства Республики Карелия) – «Дядя Ваня», «Три сестры», Главными творческими принципами Ивана Петрова всегда были верность психологическому театру, развитие лучших традиций русского репертуарного театра. В его постановках не было режиссерского «педалирования», а только ювелирная работа с актером, высокопрофессиональное владение всеми выразительными средствами театра. Режиссер умел чувствовать современность, его постановки волновали зрительный зал, в классическом произведении он умел увидеть вечное и сегодняшнее. Спектакли Петрова всегда имели ярко выраженную этическую позицию. Вот как сам режиссер формулировал свое творческое кредо: «Театр «Творческая мастерская», защищая реалистические ценности искусства, сочетает в себе преемственность и новаторство, не принимая разрушительной агрессии псевдоавангарда. Театр стремится к раскрытию духовной сущности человека, ведет со зрителем предельно искренний, без аффектации, разговор о смысле жизни, о человеке и его нравственных ценностях. Не боясь раскрытия жесткости и жестокости окружающего мира, театр хочет остаться островом надежды, восполнить своим творчеством дефицит добра и любви к человеку…».
В 2012 году Ивана Петровича Петрова не стало. Он прожил большую, яркую, содержательную жизнь, оставив по себе заметный след в сердцах коллег, учеников, соратников, поклонников и всех его благодарных зрителей…